Цены на авиабилеты в экономклассе в начале года резко выросли | Новости ДВ2025.рф

Цены на авиабилеты в экономклассе в начале года резко выросли

Время чтения:5 Минут, 1 Секунд

Цены на перелеты в экономклассе по России выросли в январе—феврале на 34–42% в годовом выражении, следует из данных Росстата. Скачок цен в пределах двух первых месяцев года оказался рекордным как минимум с 2008-го

Фото: Сергей Петров / NEWS.ru / Global Look Press

Средние цены на авиабилеты на рейсы по России существенно выросли в первые два месяца текущего года, следует из данных индекса цен Росстата. Так, в январе рост составил 33,9% в годовом выражении, в феврале он ускорился — цены поднялись уже на 42%, до отметки в 7244 руб. за перелет в экономклассе в расчете на 1 тыс. км полета.

Февральская средняя цена уже превысила цену в пик авиационного сезона в 2022 году (в июле того года она поднялась до отметки в 6621 руб. за 1 тыс. км полета). Традиционно в летние месяцы билеты дорожают в связи с повышенным спросом. Например, в июле прошлого года средняя цена на перелет составила 7638,95 руб. на 1 тыс. км.

При этом месячная динамика средних цен в феврале (по сравнению с январем этого года) показала рост на 12,7%. Это самый резкий рост цен в феврале как минимум с 2008 года. В феврале 2023 года авиабилеты подорожали к январю того же года лишь на 6,2%, в 2022-м — на 2,5%, в 2021-м — на 7,6%, а в предыдущие годы они росли в пределах 1–2%, согласно анализу динамики средних цен Росстата.

Индекс цен и динамика средних цен

Помимо индекса потребительских цен, в который входит и индекс цен на перелеты, Росстат регулярно приводит абсолютные значения средних цен. «Изменение средних цен может отличаться от динамики индексов потребительских цен, так как средние цены рассчитываются по фактически реализуемым товарам/услугам в каждом конкретном периоде с учетом ежегодной актуализации выборки этих товаров и услуг и организаций в начале каждого отчетного года. Индексы же рассчитываются на основе данных о ценах по сопоставимым товарам/услугам в сравниваемых периодах», — объяснили в пресс-службе статистического ведомства. По подсчетам РБК, средняя цена на перелет в январе выросла в годовом выражении на 22%, в феврале — уже на 29%. Но в пресс-службе Росстата при этом уточнили, что корректнее ориентироваться на динамику индекса.

Статистика ведомства подтверждается и данными участников рынка. В «Яндекс Путешествиях» сообщили РБК, что зафиксировали похожую динамику: «Данные Росстата близки к нашим данным по стоимости перелетов «туда-обратно». В январе цена на перелет в обе стороны выросла на 32% по сравнению с январем прошлого года, до 11,6 тыс руб., в феврале — на 42%, до 12,77 тыс руб.». При этом в феврале к январю 2024 года и для перелетов в одну сторону, и для перелетов в обе стороны мы видим рост стоимости примерно на 10%», сообщили в пресс-службе компании.

Больше всего цены выросли на рейсы в Барнаул (в направлении «туда», из любого российского города), Грозный, Благовещенск, Мурманск и Улан-Удэ (на 88, 84, 77, 76 и 71% соответственно), по данным сервиса. На отдельных направлениях фиксируется и снижение цены, например, стоимость перелета до Владикавказа снизилась на 22%. А цена за билеты до Нижнего Новгорода, Кемерово, Владивостока и Сыктывкара почти не изменилась год к году.

«Но ценообразование в авиации сложное. На стоимость перелета по каждому конкретному направлению влияет множество факторов — от изменений в расписании перевозчиков до каких-то локальных событий, которые могли спровоцировать повышенный спрос в моменте. То есть общий рост цен не означает, что в продаже сейчас нельзя найти билет по прошлогодним ценам или даже немного дешевле», подчеркнули в пресс-службе «Яндекс Путешествий».

Красная тряпка: как блогеры обманывают бизнес и государство Прежние связи с чиновниками в КНР перестали работать. Что делать теперь Как изымают активы уехавших российских бизнесменов Как получить доходность 13%, инвестируя в коммерческую недвижимость ОАЭ

У каждой авиакомпании своя динамика роста цен, прокомментировал РБК представитель авиакомпании Smartavia, но «в целом да, цены несколько выросли в первые два месяца этого года». Помимо роста издержек самих перевозчиков (фактического роста валютной составляющей, аэропортовых расходов, стоимости ГСМ и т.п.) на ценообразование влияют и суммы субсидий, изменения в маршрутной сети, самолетный парк авиакомпании и его доступность в тот или иной период года. В других авиакомпаниях РБК не прокомментировали динамику.

В пресс-службе Минтранса вопрос о росте цен оставили без ответа. Но напомнили, что ведомство уделяет особое внимание обеспечению доступности воздушного транспорта для населения. Дальнейший рост интенсивности перевозок будет обеспечиваться в том числе за счет реализации программ субсидирования. В 2023 году по субсидируемым маршрутам перевезено более 4,7 млн пассажиров. В 2024 году на реализацию трех традиционных программ субсидирования по состоянию на начало года выделено уже 25 млрд руб. Перевозки будут осуществляться по 360 маршрутам, добавили в министерстве.

По данным «Яндекс Путешествий», в марте в продаже находятся билеты по ценам уже на 50% выше, чем прошлогодние. В Smartavia добавили, что и в марте «цены действительно немного выросли».

В пресс-службе ФАС РБК не привели изменение цен в начале года. Там лишь заявили, что ведомство осуществляет такой мониторинг с 2018 года, а с 2022 года ведется дополнительное наблюдение за ценами на предстоящие праздничные дни по 330 популярным маршрутам (раздельно «туда» и «обратно»). ФАС еженедельно направляет информацию по ценам в Минтранс и Минэкономразвития для «выработки мер экономического регулирования для обеспечения транспортной доступности по туристским маршрутам», добавили в ФАС. В интервью «Известиям» замруководителя ФАС Петр Иванов сообщал, что средний чек по 2023 году по сравнению с 2019-м вырос на 6,3%.

Рост цен на авиаперевозки наблюдался по итогам 2023 года, что вполне сочетается с возможным удорожанием в начале 2024-го, комментирует Александр Гущин, старший директор группы корпоративных рейтингов АКРА. «Рынок сейчас ищет баланс цены и предложения: с одной стороны, авиакомпаниям необходимо компенсировать сократившиеся субсидии и обеспечить адекватное покрытие операционных расходов, с другой — спрос на авиаперелеты достаточно чувствителен к изменению цен». В результате АКРА не ожидает, что общее удорожание авиаперевозок превысит уровень прошлого года, хотя по отдельным направлениям цены могут заметно увеличиться, заключил эксперт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Предыдущая статья США задумались над ограничениями для United Airlines из-за безопасности
Следующая статья Компания Audi завершила выпуск спорткара R8