Типы кузовов легковых и грузовых автомобилей | Новости ДВ2025.рф

Типы кузовов легковых и грузовых автомобилей

Время чтения:7 Минут, 48 Секунд

Фото: Art Konovalov / Shutterstock / FOTODOM

  • Классификация кузовов
  • Типы у легковых автомобилей
  • Типы у грузовых автомобилей
  • Как выбрать кузов
  • Классификация кузовов по объемам rbc.group

    Кузовы принято разделять по объемам. В такой классификации рассматривают размещение трех элементов машины: двигателя, пассажиров и груза.

    • Однообъемный кузов. Силовая установка, пассажиры и груз расположены в одном пространстве. Зачастую такой кузов можно встретить у минивэнов и микроавтобусов.

    Однообъемный кузов (Фото: УАЗ)

    • Двухобъемный кузов. Двигатель расположен отдельно. Салон и багажник в одном пространстве, но разделены задними сиденьями, а также съемными полками или шторками. Такие кузовы можно встретить у универсалов, хетчбэков и лифтбеков.

    Двухобъемный кузов (Фото: Ford)

    • Трехобъемный кузов. Все элементы расположены раздельно. К трехобъемным машинам относят седаны, купе, пикапы.

    Трехобъемный кузов (Фото: Hyundai)

    Какие еще существуют классификации

    Кузов может быть прикреплен к раме автомобиля или быть несущим. Во втором случае все элементы ходовой части устанавливают на кузове, усиленном лонжеронами — силовыми элементами, которые повышают прочность днища машины. Современные автомобили чаще делают с несущим кузовом. Такая конструкция уменьшает массу, улучшает управляемость и ремонтопригодность. Преимущества рамных машин — в грузоподъемности и повышенной проходимости. Зачастую раму можно встретить на грузовиках и внедорожниках.

    Еще одно популярное разделение кузовов — на закрытые и открытые. Закрытый тип кузова имеет жесткую стационарную крышу, в машинах открытого типа верх съемный или убирающийся.

    В разных странах свои обозначения кузовов. В США универсалы называют wagon, а в Великобритании — estate. Небольшие минивэны в Европе — «компактвэны», а в Японии они получили аббревиатуру MPV (Multi-Purpose Vehicle).

    Типы кузова легковых автомобилей Седан

    Трехобъемный кузов: двигатель, пассажиры и груз изолированы друг от друга. У седанов четыре двери, два ряда сидений, вместительный багажник и жесткая стационарная крыша. В некоторых моделях можно сложить спинки задних сидений, чтобы получить доступ к багажнику и перевозить негабаритный груз. Однако объединить два отделения невозможно: задняя полка несъемная. Чаще всего седаны используют как семейные авто или деловые (автомобили классов D, E, F).

    Lada Granta — один из самых популярных седанов в России (Фото: LADA Нижегородец)

    Купе

    Этот вид кузова напоминает укороченную версию седанов. Термин «купе» произошел от французского слова coupe — «резать», «отсекать». В отличие от седана, у купе две двери, тесный задний ряд или сиденье отсутствует вовсе. Такой тип кузова выделяется спортивным дизайном и хорошей маневренностью.

    Toyota GT 86 — японский представитель класса купе (Фото: Toyota)

    Хетчбэк

    У хетчбэков салон и багажник объединены. Они бывают трех- и пятидверными. Укороченный задний свес упрощает управление, а небольшой двигатель делает такие машины экономичнее. В хетчбэках складываются задние сиденья, что увеличивает вместительность. Их используют для езды по городу и активного отдыха.

    «Горячий» хетчбэк Volkswagen golf gti (Фото: Volkswagen)

    Лифтбек

    Кузовы, находящиеся на границе седанов и хетчбэков. Лифтбеки внешним видом напоминают седаны, но их багажник объединен с салоном. Крышку багажника открывают вместе с задним стеклом.

    Знакомая Lada Granta в кузове лифтбек (Фото: Autonews.ru)

    Фастбэк

    Особенность фастбэков: линия крыши, переходящая в крышку багажника, при этом открывают ее без заднего стекла.

    Hyundai i30 Fastback N — представитель современных фастбэков (Фото: Hyundai)

    Универсал

    Пятидверный автомобиль, напоминающий хетчбэк с удлиненным багажником. Универсалы отличаются от хетчбэков большей вместительностью и грузоподъемностью, но из-за большого заднего свеса и мощного двигателя у них хуже маневренность и выше расход топлива.

    Объем багажника Volvo V60 под шторку — 529 л. Если сложить задние сиденья — 841 л (Фото: Volvo)

    Кабриолет

    Чаще двухдверный автомобиль (реже — четырехдверные) с мягкой либо жесткой съемной или складывающейся крышей. Оснащен одним или двумя рядами сидений. К кабриолетам относят родстеры (спортивная версия), тарги (со снимающейся крышей, но стационарным задним стеклом), спидстеры (без складывающейся крыши, заднего и боковых окон) и другие. Кабриолеты — непрактичные автомобили и больше подходят для регионов с теплым сухим климатом.

    Классический кабриолет Aston Martin DB6 (Фото: Aston Martin)

    Минивэн

    Одно- или двухобъеный тип кузова, в зависимости от конкретной модели. Отличается высокой крышей, просторным салоном с двумя или более рядами сидений. Доступ в багажник есть через заднюю дверь. Минивэны подходят для больших семей, а также для пассажирских перевозок.

    Citroen Spacetourer рассчитан как на дальние, так и на короткие поездки (Фото: Citroen)

    Внедорожник

    Автомобиль повышенной проходимости для езды по бездорожью, туризма, охоты или рыбалки. Отличается высокой посадкой водителя, большим клиренсом, полным или подключаемым приводом. Кузов во внедорожниках могут крепить к усиленной раме.

    Jeep Wrangler. Автомобили марки Jeep стали именем нарицательным для внедорожников (Фото: Jeep)

    Кроссовер

    Один из самых популярных видов кузова. Crossover Utility Vehicle (CUV) — компромисс между городским автомобилем и внедорожником. Они имеют схожий с внедорожниками кузов, неплохую проходимость, при этом у них лучше динамика и небольшое потребление топлива. Среди автомобилистов кроссоверы принято называть «паркетными внедорожниками» или «паркетниками», так как они в большей степени ориентированы на движение по асфальту. Их покупают, когда нужно совместить комфорт и функциональность.

    Китайский Geely Tugella — один из самых популярных кроссоверов в России (Фото: Geely)

    Лимузин

    Удлиненная версия седана, где все сделано для комфорта пассажиров. Кузов отличается вставкой между передними и задними дверьми. Передние сиденья отделены от пассажирских перегородкой. Лимузины бывают на базе внедорожников (например, в России популярна версия лимузина марки Hammer). Особенно распространены стретч-лимузины — это не заводские удлиненные версии обычных моделей автомобилей, которые выпускают специализированные компании.

    Лимузины бывают даже «двухэтажными». Хотя этаж у них всего один — с высокой крышей (Фото: Art Konovalov / Shutterstock / FOTODOM)

    Редкие виды кузовов

    Типов кузовов автомобилей множество, и нет единой типологии, которую признавали бы во всех странах. Существуют типы кузовов, которые редко можно встретить на дорогах.

    • Ландоле (ландо) — кузов с жесткой крышей над водительским сиденьем и убирающимся матерчатым верхом над пассажирскими. В подобной модификации выпустили Toyota RAV4.
    • Фаэтон — вариация кабриолета с четырьмя дверьми без центральных стоек. Один из представителей модели — немецкий Volkswagen Phaeton.
    • Хардтоп — разновидность любого легкового автомобиля без рамок, боковых стекол и центральных стоек. Такое конструкторское решение можно встретить у Toyota Corona Exiv.

    Типы кузова грузовых автомобилей Пикап

    Компромисс между повседневным автомобилем и машиной для перевозки грузов. Трехобъемный кузов имеет капот, двух- или четырехдверный салон и открытую платформу для транспортировки груза. Пикапы бывают с полным или задним приводом. Пикапы появились в Северной Америке (там их называют «траками») и до сих пор остаются там одним из самых популярных видов автомобилей. Пикапы подходят тем, кто живет за городом, а также любителям активного отдыха.

    Ford F-Series больше 40 лет остается самым продаваемым пикапом в мире (Фото: Ford)

    Фургон

    Особенность фургонов — большой закрытый грузовой отсек, расположенный за водительской кабиной. Фургоны бывают цельнометаллические, когда кабина и багажник — части одного кузова, или с боксами, отдельными от кабины. Такие машины используют для коммерческих перевозок грузов. В некоторых фургонах предусмотрели возможность установить дополнительные ряды сидений.

    Ford Transit — фургон с богатой историей. Первая серия вышла с конвейера в 1960-х (Фото: Ford)

    Легковой фургон

    Такие машины конструируют на базе легковых автомобилей, внешне они напоминают универсалы без задних стекол. Передние сиденья могут быть отдельно либо в одном пространстве с грузовым отсеком. Автофургоны используют для коммерческих перевозок небольших грузов.

    Lada Largus — отечественный легковой фургон (Фото: АвтоВАЗ)

    Седельный автомобильный поезд (фура)

    Грузовик, к которому крепится полуприцеп. Существуют капотные и бескапотные кузовы. Прицеп устанавливают в зависимости от грузов. Фуры бывают тентовые, бортовые, шторные, самосвальные и так далее.

    Бескапотная фура Scania (Фото: Scania)

    Характеристики кузовов автомобилей
    Тип кузова Кол-во объемов Кол-во мест Кол-во дверей Крыша
    Седан 3 4–5 4 Жесткая
    Купе 3 2–4 2 Жесткая
    Хетчбэк 2 4–5 3–5 Жесткая
    Универсал 2 4–7 3–5 Жесткая
    Кабриолет 3 2–4 2 Складная
    Минивэн 1–2 5–9 5 Жесткая
    Внедорожник 2 4–5 3–5 Жесткая
    Кроссовер 2 4–5 5 Жесткая
    Лимузин 3 5–18 4–6 Жесткая
    Пикап 3 2–5 2–4 Жесткая
    Фургон 1–2 2–8 3–5 Жесткая
    Легковой фургон 2–3 2 3–5 Жесткая

    Какой тип кузова выбрать: советы эксперта

    Олег Амиров, президент Союза автоэкспертов и оценщиков, основатель компании AutoExpert

    На что стоит обращать внимание при выборе кузова? По каким критериям выбирать кузов авто?

    Покупатель должен задать себе вопрос, как он будет использовать автомобиль. Стоит узнать о надежности и ремонтопригодности интересующей модели. Еще один критерий — внешний вид. Машина должна визуально нравиться владельцу. Иногда автомобилисты руководствуются предпочтениями по маркам. Но в таком случае есть вероятность обойти стороной хорошие модели. К примеру, кто-то считает, что «французов» рассматривать не будет. Хотя те же Renault зарекомендовали себя в России как надежные машины.

    Чего точно не следует делать при выборе кузова авто?

    Нужно определить для себя функционал автомобиля и не отходить от него. Если вам необходимо ежедневно ездить по городу с плотным трафиком, например по Москве, где сложно припарковаться, то лучше выбирать кузов меньших габаритов — например, хетчбэк. Если машину выбирает человек, занимающийся бизнесом, то, естественно, ему нужно выбирать машины из премиального сегмента.

    Какие типы кузовов россияне сейчас чаще рассматривают для покупки?

    Однозначно в лидерах седаны. Затем идут кроссоверы, хетчбэки и универсалы. Так исторически сложились предпочтения. Выбор может зависеть от регионов. В Москве дороги ровные и клиренс не имеет сильного значения. А в регионах это может стать важным фактором и автомобилисты сделают выбор в пользу кроссоверов.

    Читайте также:

    • Что такое классы автомобилей: в чем их разница
    • Крутые машины, ради которых объединялись компании. Иначе их бы не было
    Предыдущая статья Мантуров ответил на вопрос о рисках для европейских компаний в России
    Следующая статья Lada Iskra, «Спартак» и Hongqi LS7: все машины ПМЭФ-2024