Почему плохо греет печка в машине: причины и способы решения проблем
Фото: frantic00 / Shutterstock / FOTODOM
- Система отопления
- Причины
- Профилактика
Устройство системы отопления автомобиля rbc.group
В автомобиле с ДВС нет иного эффективного источника тепла для обогрева салона, кроме самого двигателя. Встречающиеся на ряде моделей с ДВС встроенные электронагреватели — лишь вспомогательное средство поддержания комфортного микроклимата на борту. В процессе работы ДВС генерирует тепло, избытки которого отводятся с помощью системы охлаждения (подробнее о ней читайте по ссылке). В случае с ДВС, имеющим наиболее распространенную жидкостную систему охлаждения, основным поставщиком тепла в «жилую зону» является нагретый антифриз. «Ответвлением» системы охлаждения двигателя является система отопления салона. Ее основные элементы:
- помпа (насос) — обеспечивает циркуляцию антифриза по системе охлаждения ДВС/отопления салона;
- радиатор отопителя — компактнее радиатора ДВС и располагается за передней панелью;
- трубки подачи и отвода охлаждающей жидкости, поступающей в радиатор отопителя;
- вентилятор отопителя — прогоняет через соты радиатора печки холодный воздух, который забирает тепло у нагретого антифриза и поступает в салон через дефлекторы системы обдува.
Плохо греет печка в машине: причины
Наиболее распространенные причины плохой работы печки следующие.
Воздушная пробка в системе охлаждения
Воздушные пробки в системе охлаждения ДВС могут возникнуть при:
- замене антифриза, в том числе связанной с заменой радиатора двигателя или печки;
- неисправности встроенного (-ых) в крышку расширительного бачка или пробку основного радиатора клапана (-ов) регулировки давления в системе охлаждения. В этом случае потребуется очистить клапан (-ы), а если это не помогает, то заменить их;
- утечке антифриза из-за негерметичности уплотнителей, сальника помпы, шлангов, ослабшей затяжки хомутов последних, повреждения прокладки головки блока цилиндров. В этом случае требуется протяжка хомутов шлангов, замена уплотнителей, сальника помпы и прокладки головки ГБЦ. Последние две операции лучше доверить профессиональным механикам. Устранив причины утечки, долить антифриз в расширительный бачок, чтобы уровень охлаждающей жидкости находился между отметками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка.
Для устранения собственно завоздушивания в системе охлаждения используются, как правило, два способа.
Первый способ не самый оптимальный, поскольку не всегда позволяет полностью устранить воздушную пробку.
Долить антифриз в расширительный бачок нужно так, чтобы уровень охлаждающей жидкости находился между отметками «MIN» и «МАХ» на корпусе бачка (Фото: Nattawit Khomsanit / Shutterstock / FOTODOM)
Второй способ.
Неисправность термостата
Термостат — это управляемый термоэлементом клапан, в зависимости от температуры антифриза направляющий эту жидкость по малому (в обход радиатора двигателя) или большому кругу системы охлаждения ДВС. Заклинивание термостата в открытом положении не позволяет двигателю быстро прогреваться до рабочей температуры, особенно в зимний период. Это, в свою очередь, оборачивается резким снижением эффективности работы печки.
Термостат — это управляемый термоэлементом клапан, в зависимости от температуры антифриза направляющий эту жидкость по малому (в обход радиатора двигателя) или большому кругу системы охлаждения ДВС (Фото: Palitsyn Evgenii / Shutterstock / FOTODOM)
Для проверки и возможной замены термостата необходимо выполнить следующие действия.
Помпа системы охлаждения ДВС вышла из строя
Помпа системы охлаждения ДВС выходит из строя из-за износа подшипников и/или крыльчатки. Ускорить этот процесс может некачественный антифриз. Помпа меняется в сборе. Для этого нужно:
- дав ДВС остыть, слить охлаждающую жидкость;
- демонтировать помпу (как правило, она находится рядом с термостатом);
- установить новую помпу вместе с уплотнителями;
- залить необходимое количество антифриза в расширительный бачок;
- закрутить крышку расширительного бачка.
Замену помпы, которая приводится от коленвала или механизма газораспределения ДВС, лучше доверить профессиональным механикам.
Забился салонный фильтр
Салонный фильтр, выполненный из специальной бумаги или синтетических волокон, со временем забивается пылью, грязью, мелкими листьями и т.д., создавая барьер на пути поступления воздуха в «жилую зону» автомобиля. Соответственно, снижается эффективность работы печки. Для устранения проблемы необходимо:
- ознакомившись с инструкцией по эксплуатации автомобиля, установить место, где находится салонный фильтр;
- заменить салонный фильтр на новый, следуя рекомендациям инструкции по эксплуатации машины.
В случае невозможности замены можно попытаться очистить фильтр сжатым воздухом. А если фильтр изготовлен с использованием синтетических волокон — аккуратно промыть его в теплой воде и после просушки установить на место.
Салонный фильтр постоянно поглощает и удерживает в себе загрязнения, со временем он забивается и его фильтрующие характеристики ослабевают (Фото: wellphoto / Shutterstock / FOTODOM)
Засорение радиатора печки
Накипь, образовавшаяся от использования в системе охлаждения ДВС обычной воды или некачественного антифриза, ухудшает циркуляцию нагретого антифриза по трубкам радиатора печки, что снижает эффективность последней. К этому же приводит загрязнение сот радиатора, возникающее из-за того, что водители в целях экономии не устанавливают салонный фильтр. О засоре радиатора печки свидетельствует температура патрубков (один слегка теплый, а второй горячий) системы отопления, ведущих из моторного отсека в салон.
Для устранения засора сот радиатора печки потребуется выполнить ряд манипуляций.
Для промывки трубок радиатора отопителя без его демонтажа нужно выполнить следующие действия.
Промывка трубок радиатора отопителя (Фото: Kashenko18 / drive2.ru)
Подробнее о способах промывки радиатора отопителя читайте по ссылке.
Как продлить срок службы печки в машине
Заботясь об эффективной работе печки автомобиля, следует:
- использовать качественный антифриз;
- соблюдать регламент замены антифриза;
- регулярно проверять систему охлаждения ДВС на наличие утечек, а при их выявлении оперативно устранять причины потери антифриза;
- следить за состоянием основного радиатора, не допуская его видимых загрязнений;
- всегда использовать салонный фильтр и своевременно менять его.
Читайте также:
- Климат-контроль vs кондиционер: чем отличаются, как работают, что лучше
- Можно ли включать кондиционер зимой?
- Чем лучше промыть радиатор печки автомобиля в домашних условиях
- Как устроена система охлаждения двигателя: что должен знать каждый
- Что делать, если машина закипела
- При какой температуре кипит антифриз и что с этим делать. Инструкция
- Салонный фильтр — от чего защищает и как понять, что его пора менять
- Как промыть систему охлаждения и ничего не сломать