Параллельный импорт автомобилей продлили на 2025 год. Что можно ввозить | Новости ДВ2025.рф

Параллельный импорт автомобилей продлили на 2025 год. Что можно ввозить

Время чтения:6 Минут, 11 Секунд

Lixiang L9 (Фото: dongchedi.com) Решение о продлении принято

Информацию о решении правительства продлить действие параллельного импорта на 2025 год озвучил в ходе ПМЭФ первый вице-премьер России Денис Мантуров. Чиновник подчеркнул, что перечень товаров, которые разрешено ввозить по параллельному импорту, подлежит новому пересмотру — сократится. Урезать могут в том числе список товаров автопрома. По мере появления на рынке отечественной продукции нужного качества в необходимых объемах возможности параллельного импорта будут сужаться.

rbc.group

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в одном лишь мае в Россию по схеме параллельного импорта ввезли 6862 машины. Ранее, в январе 2024 года, порядка 13% из всех регистраций новых транспортных средств (из 87 359 ед.) приходились на «параллельные» автомобили. После изменения правил ввоза с 1 апреля 2024 года возникла необходимость доплачивать сборы, поэтому от поставок части моделей пришлось отказаться: исчез экономический смысл ввозить машины, официально представленные у дилеров. Однако схема продолжает работать: по ней в Россию поставляют преимущественно модели японских, корейских, европейских и американских марок.

Что такое параллельный импорт

Под параллельным импортом понимается процедура ввоза юридическими лицами оригинальных иностранных товаров без согласия на то правообладателей, ранее зарегистрировавших свой бренд в Российской Федерации. Схема распространяется в том числе на автомобили. Ввоз в страну машин физическими лицами для личного пользования параллельным импортом не считается.

Параллельный импорт автомобилей регламентирован постановлением № 506 от 29.03.2022. В периодически пополняемом списке, утвержденном приказом Минпромторга № 2701 от 21.07.2023, содержится перечень марок автомобилей, разрешенных к ввозу по схеме параллельного импорта. При официальном возвращении в страну зарубежного бренда-правообладателя он исключается из перечня. Китайские марки, имеющие в России свои представительства, в данный список не входят и компании не имеют права ввозить их официально при оформлении на юрлиц.

Какие машины доступны по параллельному импорту

В соответствии с редакцией от 16.01.2024 приказа Минпромторга № 2701, в Россию разрешен параллельный ввоз легковых автомобилей следующих марок:

  • Acura,
  • Alfa Romeo,
  • Aston Martin,
  • Audi,
  • Bentley,
  • BMW,
  • Bugatti,
  • Cadillac,
  • Chevrolet,
  • Chrysler,
  • Daewoo,
  • Daihatsu,
  • Daimler,
  • Datsun,
  • Dodge,
  • Ferrari,
  • FIAT,
  • GMC,
  • Honda,
  • Hummer,
  • Infiniti,
  • Jaguar,
  • Jeep,
  • Lamborghini,
  • Land Rover,
  • Lexus,
  • Lincoln,
  • Maserati,
  • Maybach,
  • Mercedes-Benz,
  • MINI,
  • Mitsubishi,
  • Nissan,
  • Porsche,
  • Rolls-Royce,
  • Rover,
  • Saab,
  • SEAT,
  • Skoda,
  • Smart,
  • Subaru,
  • Suzuki,
  • Tesla,
  • Toyota,
  • Volkswagen,
  • Volvo.

Новый глава Минпромторга Антон Алиханов подтвердил, что ведомство выступает за сокращение перечня товаров, доступных к ввозу по параллельному импорту. Исключение из списка грозит примерно 600 позициям. В их числе могут оказаться автомобили.

Audi Q5 L (Фото: dongchedi.com)

Опрошенные Autonews.ru эксперты считают, что список точно будет пересматриваться. В частности, вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр указал на необходимость актуализации перечня машин, доступных к ввозу по параллельному импорту. К примеру, в нем присутствуют марки Rover и Saab, давно не выпускающие автомобили, но отсутствуют модели, потребность в которых у покупателей высока.

«Есть некоторые [модели], которые просто не попали в список. Почему-то в списке есть Nissan Patrol, а Nissan Patrol Super Safari — его нету. В некоторых количествах эти машины привозят в Россию. Или Toyota Land Cruiser 70 — их тоже привозят для определенных целей. Это случайность, которую нужно исправить», — конкретизировал специалист.

Независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов также считает, что объемы и перечень товаров, импортируемых в страну, будут сужаться. Это коснется автомобилей. По словам специалиста, самыми востребованными «параллельными» моделями в первом квартале 2024 года стали:

  • Li Xiang (15% импорта);
  • Toyota (10%);
  • Hyundai и Kia (8% и 7%).

В премиальном сегменте чаще всего завозили:

  • Audi,
  • BMW,
  • Mercedes-Benz,
  • Volvo,
  • Jaguar
  • Land Rover
  • Porsche,
  • Lamborghini,
  • Ferrari,
  • Maybach.

Стоимость таких машин значительно превышает стоимость машин-конкурентов, поставляемых официально. Популярными стали непривычные для России модели: Skoda Kodiaq GT, Hyundai Bayon, BMW 5 G60 и ряд других. Но все большее число официальных представителей авторетейла отказываются от ввоза «европейцев» и «японцев».

Тузов напомнил, что ряд марок уже запрещено ввозить по параллельному импорту. В их числе Voyah, Tank и Chery. «При сокращении перечня ввозимых в Россию товаров без согласия производителя список таких автомобилей будет расширяться», — конкретизировал эксперт.

Tank 300 (Фото: dongchedi.com)

Что с «китайцами»

Ввоз юрлицами по параллельному импорту китайских машин, официально представленных в России, уже сейчас законодательно запрещен.

Согласно официальным данным, в России работают в том числе следующие автобренды:

  • Chery
  • Changan
  • Exceed
  • Geely
  • Haval
  • JAC
  • Jetour
  • Omoda
  • FAW
  • Tank
  • Great Wall
  • Kaiyi
  • Dongfeng
  • Voyah
  • GAC.
     

Если раньше такие автомобили попадали в страну обходными путями — через Киргизию, Армению и Казахстан, — то теперь, по словам автоэксперта, вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, сохранилась только схема с Белоруссией. «Китайцев», которые завозят различными путями не через официальных дилеров, уже становится меньше: «Раньше все они ехали через Киргизию, сейчас Киргизия закрылась, и их стало везти невыгодно и неинтересно».

При этом, согласно логике Минпромторга, машины китайских брендов, которые в России официально не представлены, ввозить по параллельному импорту не запрещено.

Например: 
Zeekr;
Lixian;
Lynk&Co;
Nio;
Polar;
Avatr;
Li Auto.

Проверить, есть ли запрет на ввоз в Россию товара того или иного бренда без разрешения его правообладателя, позволяет таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, ведением которого занимается Федеральная таможенная служба (ФТС). При наличии наименования в этой базе ввоз товара возможен лишь в частном порядке физическим лицом.

Чего ждать от параллельного импорта в 2025 году

Опрошенные Autonews.ru специалисты считают, что параллельный импорт автомобилей в 2025 году сохранится. На то есть ряд причин.

Данная схема, по словам Алексея Тузова, способствует насыщению отечественного авторынка и расширению ассортимента. В частности, в первом квартале 2024 года число японских и корейских машин, поставленных по этой схеме, составило 12% от общего числа импортированных, а из Китая приехал каждый четвертый автомобиль.

Range Rover Velar (Фото: dongchedi.com)

Вместе с тем специалист отметил, что заградительные меры для импорта автомобилей в Россию, а также запрет некоторых стран на ввоз определенных машин и постепенное снижение объемов использования параллельной схемы могут отразиться на числе предложений у дилеров. В частности, в апреле 2024 года продажи таких автомобилей уже сократились на 4% по сравнению с мартом текущего года, и на 5% — к февралю.

Ян Хайцеэр напомнил о существовании стратегии развития автопрома до 2035 года, в соответствии с которой количество продаваемых автомобилей должно быть равно количеству выпускаемых машин. Он также выразил уверенность, что машины, которые ввозятся в страну сейчас, не будут конкурировать с теми, которые, возможно, будут выпускаться.

«У нас есть ряд моделей, которые мы завозим, и они никак существенно не влияют на производство автомобилей внутри страны. Они в какой-то степени насыщают (рынок. — Autonews.ru). Эти машины нужны многим, и в том числе некоторое количество коммерческого транспорта, который точно так же привозится по параллельному импорту, поэтому, мне кажется, государство эту возможность оставит», — заключил специалист.

Антон Шапарин назвал анонсированное решение о продлении параллельного импорта на 2025 год позитивной новостью, поскольку это единственный канал, по которому санкционные товары, в том числе автомобили и запчасти, попадают в Россию.

«Параллельный импорт — это, конечно, очень дорого. Это растаможка, это утилизационный сбор, но это все-таки возможность», — конкретизировал эксперт.

Он подчеркнул, что потенциал для поставок сохраняется у продукции всех автобрендов, не представленных в России официально.

Autonews.ru направил в Минпромторг запрос о возможности сокращения или расширения перечня автомобилей, поставляемых по параллельному импорту в 2025 году.

Перегонщики назвали самые популярные для ввоза автомобили после 1 апреля

«Аннулируют ЭПТС». Чем грозит покупка автомобиля у льготника из Белорусии

Как пригнать и продать автомобиль из Китая самому. Личный опыт

Аналитики назвали самые популярные машины с пробегом для ввоза в Россию

Предыдущая статья В России снизились цены на Audi, Kia и Skoda. Таблица с примерами
Следующая статья В России появится семейная налоговая выплата